Рецензия двенадцатая.
Принцесса Луны
Ой, ну что тут можно сказать?! Эта история как и все истории Озмы бесподобны, и это не потому, что она моя подруга, или хозяйка этого сайта, нет. Я обожаю Озму как Автора, именно с большой буквы. Стиль – отличный, он приятен для чтения и понимая. Сюжет захватывающий и беспокоящий, именно такой, какой может заставить мечтать о любви, и плакать над концом. Сказка с грустным концом… что может быть прекрасней и печальней? Мы привыкли, что настоящая любовь на 99% несчастна. Я думаю, это происходит от того, что мы не знаем, как бы она продолжалась потом, в будущем. Именно в несчастном конце и кроется та загадка, которая дает нам мечты и иллюзии. Хотя я уверена, что будущее у пары Ами-Зоя есть, и какое! Озма очень хорошо описывает его в своих рассказах, и думаю, это не только мое мнение. Самое же интересное состоит в том, что Озма ненавидит истории с плохим концом, но как вы понимаете, именно это описывается в данном произведение. Озма – форева!!!
Aigsil
Мне очень сложно объективно оценивать рассказ Озмы "Символ" - по трем причинам: во-первых, когда он только еще был написан, мы очень активно и детально в четыре голоса его обсуждали, поэтому я отлично знаю все его слабые (даже те, которые считает слабыми только автор, но не я - и наоборот) и сильные моменты, потому это как бы уже пройденный путь, а повторять все уже сказанное не хочется - это было бы нечестно и некорректно; во-вторых "Символ" не существует для меня отдельно от написанной к нему зарисовки "Ночь перед самоубийством", а это "слегка" меняет взгляд на разворачивающиеся в рассказе действия; и третье - самое главное - этот рассказ мне безнадежно нравится. J Но как бы то ни было, надо оценить его непредвзято. Я попробую.
Итак, прежде всего, рассказ безусловно отличный. (Это вообще свойственно многим произведениям Озмы.) Мне он нравится (здесь уже как критику) со всех сторон, и с точки зрения сюжета, и с точки зрения идеи, и с точки зрения стиля. Естественно, не бывает (почти) идеальных вещей, всегда есть недостатки - но здесь их довольно мало. В любом случае, даже со всеми недочетами, этот рассказ безусловно входит в число моих любимых.
Начнем с сюжета и идеи рассказа.
Я знаю, что рассказ этот писался в ответ на "Последние каникулы" Тихе, где автора очень возмутила позиция Нару, и в рассказе приводится ее монолог, с которым собственно автор и спорит. Не мне судить, насколько правомочен и уместен подобный спор в данном случае, поскольку каждый видит свое в том монологе из "Последних каникул", но мне необходимо оценить, насколько автору "Символа" удалось отстоять свою позицию, точнее доказать свою правоту в этом вопросе. Лично считаю, что только наполовину. Нет, Ами права в том, к чему приходит в своих размышлениях - тут даже (лично у меня) никаких вопросов и возражений не возникает. Но есть одна небольшая деталь - если уж спорить с определенным автором в определенном вопросе, то необходимо вести спор в рамках определенной Вселенной, и в частности в данном случае - Вселенной "Последних каникул" Тихе. Тем, что Озма создала для своего рассказа собственную Вселенную - слегка изменив предпосылки, она автоматически поставила себя в более выигрышную позицию. Не то чтобы она резко поменяла акценты, просто она уже спорила немного не с тем, что подразумевалось в оригинале.
Тем не менее, ей очень убедительно удалось доказать правоту Ами в данном случае, так что зачет по этой дисциплине ей можно поставить. Не "отлично", но "хорошо" - только из-за того, что доказательство приводилось исходя из других условий.
Любовная линия - как это опять же всегда бывает у Озмы - прорисована очень красиво и реалистично. Здесь даже нечего обсуждать - "отлично".
Очень мне нравится первая часть - рассуждения о том, что сенши являются символами, упоминания об их незамкнутости, и объяснение позиции сенши к противнику и тем, кого они защищают - это очень сильное место, и кроме того, довольно оригинальный подход. На мой взгляд, уже одно это могло бы стать цельным рассказом в плане вложенных в эти рассуждения мыслей и идей. И за один только этот фрагмент мне бы понравился рассказ, даже если у него не было бы других достоинств. Так что за это дополнительный плюс.
Концовка. Возможно кому-то она покажется неуместной или неудачной, и даже злой, но с моей точки зрения, она вполне логично вытекает из хода событий. Кто-то, прочитавший рассказ, может посчитать, что Ами должна была сделать однозначный выбор в пользу той или иной стороны - в зависимости от личных убеждений читателя, но мне такой исход кажется наиболее "правильным". Это долгая и неуместная здесь дискуссия, потому я лишь хочу сказать, что за такой конец, а также за внутреннюю борьбу Ами - отлично прорисованную автором - я также ставлю "отлично".
С точки зрения оригинальности, сюжет вполне необычен. Хотя казалось бы один из элементов сюжета - а именно вопрос выбора между любовью и долгом - все-таки, не так уж редко поднимается среди авторов фанфиков, когда они пишут о прошлом сенши во времена Серебряного Тысячелетия, но это тем не менее несколько другое. Так что, я считаю, что сюжет вполне можно считать необычным и новаторским.
Еще, напоследок о сюжете - хотелось бы упомянуть тот момент, что сама Озма считает ту Ами, что описывается в "Символе" на самом деле совсем не Ами. Но я, в отличие от автора, ни в коем случае не считаю это недостатком, и вообще существенной деталью - какой вообще процент создаваемых образов соответствует оригиналу? Тем более что в данном случае, это происходит после описанных в манге и аниме событий, а жизнь подобная той, что ведут сенши меняет людей.
Перейдем к стилю. Замечательно. Рассказ приятно и легко читать. Язык практически идеально отшлифован, подобранные выражения очень красивы и безусловно удачно вписываются. Есть два-три мелких… я бы назвала их шероховатостями, но я скорее склонна относить их к собственной придирчивости и неприятию некоторых словосочетаний. Сильнее всего прорисованы пожалуй опять же первая часть, встреча Ами и Зойсайта, внутренние монологи Ами и концовка - там вообще очень эффектно вставлены две цитаты. Многие, найденные автором выражения и фразы вообще настолько удачны, что заседают в голове. Например: "Зой-сайт. Словно колокольчики прозвенели." или "…шансы вернуться с которого приблизительно равны вероятности встретить в центре города говорящую кошку с полумесяцем на лбу…" - это по настоящему замечательные находки. В целом, однозначно "отлично".
И наконец недочеты. В сюжете меня все-таки смущают некоторые моменты с девочкой - даже не то, что шестилетний ребенок, убивает демона - допустим у нее достаточно силы для этого, но способ которым она это делает. А во вторых, степень ее доверия Ами - как Кирика сразу приняла сенши в качестве близкого человека. Конечно, объяснение, скорее всего, в том, что они связаны общим даром, но мне кажется, стоило уделить немного внимания объяснению этого момента - хотя и далеко не сразу, но все же мысль об этом приходит.
Ну и еще, неполное соответствие поставленной задаче - доказать неправоту конкретных рассуждений, о чем я упоминала выше.
Со стилистической точки зрения. Ну, только несколько мелочей - шероховатостей. И те настолько сомнительны и малозаметны, что я не считаю нужными их подробно разбирать - они не из той категории, на которой "спотыкается взгляд".
Ну, а в целом это однозначно один из лучших рассказов на сайте. Сразу видно, что автор отнеслась к делу с душой и со старанием, как следует продумав, проработав и обработав эту вещь. Рекомендую всем, как очень качественное и интересное произведение.
Спасибо за внимание. Извините за прямоту.
Берсерк Ив
Вот я и добралась до рассказа главного затейщика Коллегии Критиков (кровожадно потирая ладони). Счас пройдемся… если получится, конечно же. А оно должно получится. Вот теперь буду давать полный разбор полетов. Итак…
Стиль… несколько непохоже на Озму, если честно. Но все-таки не выдержан… хромает. И довольно часто.
Сюжет… символичен. Настрой автора явно был ниже хорошего. Мрачноватый такой, но правдивый... Мы ведь никогда не рассматривали воинов с такой точки зрения. Оказывается, депрессия во время сессии даже бывает полезной.
Ладно, теперь о самом рассказе. Очень уж часто повторяются слова... перебор даже такого количества на такой объем.
Мы знаем, что люди часто убивают друг друга. Мы почти принимаем это как должное - мы выросли в этом мире как обычные дети. Здесь мы не можем ничем помочь - люди должны осознать свои ошибки сами. Нельзя учить насильно. Но мы верим в людей, как они верят в нас. Пока в их сердцах есть любовь, в наших не погаснет надежда.
Мы люди… и в то же время мы символы. Мы оберегаем всех людей, и не успеваем спасти тех, кого любим. Мы можем любить… в этом наша слабость. Мы же не люди… кажется, я повторяюсь… простите.
В этоих абзацах меня зацепило очень часто повторяющееся местоимени "мы". Слишком уж часто... Ломает предложения.
Я бесцельно брела по улицам. На улице была осень, и листья опадали с деревьев.
Опять же "улицам - улице". Повтор...
Слава Селене, я успела. Не останавливаясь, я перевоплотилась, и мой меч снес демону голову. Я крутанулась на месте, гася инерцию, и замерла в боевой стойке.
Любимое повторение "Я - я - я".
-На тебя. - подтвердил он то, что было ясно и так.
-Подойдешь ближе - и я убью тебя. - бесстрастно произнесла я.
Он заразительно рассмеялся и в два шага оказался рядом со мной.
А я… я ничего не могла сделать.
Одной рукой он обнял меня за талию, другой поднял мое лицо к нему. Я задрожала и позорно закрыла глаза.
Он очень нежно погладил меня по щеке.
Опять же "Он - он - он".
Что касается дальнейшего, то... там тоже встречается парочка повторений, пропущен предлог "на", и не хватает парочки запятых.
Так, про свои любимые пункты программы я уже сказала, можно и закруглиться.
В общем, фик оставляет хорошее впечатление, и все-таки... Озма, не будь такой мрачной. Сессия - это еще не повод... дальше сама знаешь. От меня ты уже не раз это слышала.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!)